Что такое гнозис

Прочитав эту статью, вы познакомитесь с такими интересными понятиями, как «гнозис» и «практика». Что это такое, какие бывают нарушения, что является нормой — обо всем этом мы поговорим сегодня. Статья будет особенно полезна психологам.

Содержание

Гнозис и его расстройство

«Гнозис» — это термин, который переводится с греческого языка как «распознавание». Следовательно, его нарушение — это нарушение распознавания, которое осуществляется посредством чувственного восприятия.

Ориентация человека в окружающем мире напрямую связана с определением пространственного соотношения, величины, формы объектов, а также с пониманием смысла, содержащегося в названии каждого из них. Запас информации о мире формируется из анализа и синтеза различных потоков сенсорных импульсов, а затем откладывается в нашей памяти.

Если затрагиваются высшие гностические механизмы, рецепторный аппарат, а также передача сенсорных импульсов сохраняются. Однако их интерпретация, сверка полученных данных с образами, хранящимися в памяти, нарушаются, что приводит к агнозии, при которой нарушается гнозис. Это приводит к тому, что восприятие предметов сохраняется, но в то же время теряется ощущение их «знакомости». В результате окружающий нас мир, который ранее был знаком человеку в деталях, становится чужим, лишенным смысла, непонятным.

Гнозис — это то, что не следует представлять себе просто как распознавание, сопоставление образов. Это процесс его постоянного совершенствования, обновления, конкретизации. Изображение сохраняется в массиве памяти. Его обновление происходит из-за многократного сравнения с полученной информацией.

Тяжесть агнозии

Полная дезориентация наблюдается при тотальной диагностике. Такое нарушение, однако, встречается редко. Гораздо чаще расстройство гнозиса возникает только в отдельной анализаторной системе. В этом случае выраженность агнозии может быть разной. Это зависит от того, какая степень повреждения.

Выявление агнозий

Зрительный гнозис нарушается, когда пораженные затылочные отделы коры оказываются. В результате пациент видит определенный объект, но не может его распознать. Вариантов может быть несколько. В некоторых случаях визуальный гнозис работает следующим образом: человек способен правильно определить внешние свойства данного объекта (размер, форму, цвет), но не может его распознать.

Например, пациент описывает яблоко как «что-то розовое, круглое». Если вы дадите человеку этот предмет в руки, он узнает его на ощупь. Таким образом, объективный гнозис нарушается. В других случаях пациент не способен различать знакомые лица. Затем некоторые пациенты с этим расстройством запоминают людей по таким признакам, как родинка, одежда и т.д. Есть и другие случаи агнозии, когда человек узнает объект, может назвать его функцию и свойства, но не может вспомнить его название. Они классифицируются как нарушения речи.

В некоторых случаях, когда нарушается зрительно-пространственный гнозис, может пострадать зрительная память, пространственная ориентация. На самом деле, можно сказать, что механизмы памяти нарушаются даже в том случае, если человек не узнает предмет. Ведь в данном случае его нельзя сравнить с изображением, найденным в гностической матрице. Бывают также случаи, когда при повторном осмотре предмета человек понимает, что уже видел его, но все еще не может распознать.

Пациент, у которого нарушена пространственная ориентация, не просто не узнает ранее знакомый ему дом, лицо и т.д., а может много раз проходить по одному и тому же месту, не догадываясь об этом. При зрительной агнозии часто невозможно определить цифры, буквы. В некоторых случаях теряется способность читать. Существуют и другие варианты того, как проявляется нарушение зрительного гнозиса. Пациенты с этими расстройствами часто сами говорят: «Я не вижу», «Я не знаю». Однако они видят объекты, потому что они не натыкаются на них, они избегают их.

Слуховая агнозия

Они возникают, когда височная доля поражается в области свертки Гешеля. В этом случае человек не может распознать знакомые ему ранее звуки: шум воды, звон колокольчика, тиканье часов и т.д. В этом случае слуховой гнозис нарушается. Амузия наблюдается, когда пациент не в состоянии определять музыкальные мелодии. Направления звуков нельзя различить также при слуховой агнозии. При некоторых его формах пациент не может определить их частоту.

Чувствительная агнозия

Существуют также чувствительные агнозии, возникающие в результате нарушения распознавания температурных, болевых, тактильных, проприоцептивных образов, а также их сочетаний. Эти нарушения возникают, если повреждена теменная область. К ним относятся, например, расстройство схемы тела или астероогноз. В некоторых случаях человек не просто неспособен обнаружить определенный объект на ощупь, но и понять форму, особенности поверхности. Анозогнозия также относится к чувствительной агнозии. С ней человек не осознает свой дефект, например, паралич. Чувствительная агнозия может включать фантомные расстройства.

Агнозия обоняния и вкуса

Они редко наблюдаются. Распознавание запахов, кроме того, очень индивидуально. Это в значительной степени связано с личным опытом каждого человека.

Особенности обследования

Следует отметить, что обследование детей имеет свои особенности. При этом не всегда можно констатировать нарушение гнозиса. Маленький ребенок, например, может просто еще не уметь правильно определять части своего тела. Это также необходимо учитывать, когда проводятся исследования по гнозису лиц, страдающих деменцией. В этих и подобных случаях, конечно, нельзя говорить о расстройстве схемы тела.

Практика

Вы уже знаете, что гнозис-это признание. А что такое практика? Это целенаправленное действие. Каждый из нас в процессе жизни усваивает множество особых двигательных актов. При этом многие из них автоматизированы, так как в их формировании принимают участие высшие корковые механизмы. Такие навыки становятся через некоторое время неотъемлемой способностью человека, как простые движения.

Когда появляется апраксия

Когда корковые механизмы, участвующие в осуществлении этих процессов, поражаются, появляется апраксия — особые двигательные нарушения. При этом нет нарушений координации или тонуса, нет паралича, можно даже выполнять простые произвольные движения. Однако нарушаются и более сложные двигательные акты, чисто человеческие. В результате больной не может выполнять такие простые действия, как зажигание спичек, расчесывание, застегивание пуговиц, рукопожатие и т. д. Апраксия появляется в основном при поражении доминантного полушария (теменно-височно-затылочной области). Тем не менее от этого страдают обе половины человеческого тела.

Апраксия может появиться и в случае расстройств в работе субдоминантного правого полушария (если речь идет о правшах) и мозолистого тела, связывающего оба полушария. В этом случае он определяется только слева. В результате апраксии страдает план действий. Иными словами, разрывается непрерывная цепь, в которую добавляются двигательные автоматизмы. Из-за этого больной, пытаясь выполнить задание, делает много лишних движений.

Парапраксия

В некоторых случаях выявляется парапраксия. При нем осуществляется действие, которое лишь отдаленно напоминает задачу. Также наблюдаются разновидности персеверации. В этом случае человек застревает на определенных действиях. Например, больному предлагают выполнить приглашающее движение рукой. Затем его просят помахать пальцем, но человек снова выполняет первое движение.

В некоторых случаях апраксия сохраняет обычную, повседневную деятельность, однако теряются профессиональные навыки. Например, теряется умение пользоваться отверткой, рубанком и т. д.

Виды апраксии

Если рассматривать апраксию с точки зрения клинических проявлений, то можно выделить ее основные виды: конструктивный, идеальный и двигательный. Кратко остановимся на каждом из них.

Двигательная апраксия

В этом случае человек не способен выполнять необходимые для задачи действия, а возможно, и для подражания. Например, его просят зашнуровать ботинок, разрезать ножницами бумагу или расправить ее линейкой и карандашом и т. д. Больной понимает задачу, но не способен ее выполнить. Он даже не в состоянии повторить движение, если ему наглядно показать, как это делается. В некоторых случаях человек не может осуществить даже самое простое действие, такое как хлопанье в ладоши, поворот или приседание. Двигательная афазия, называемая также позвоночной апраксией, или афазией Брока, является одной из разновидностей этого расстройства.

Идеальная апраксия

В случае этого расстройства больной не способен выполнять указанные действия с воображаемыми или реальными объектами. Например, он не может показать, как сахар смешивается в стакане или расчесывается. Однако при этом остаются имитационные действия. В некоторых случаях человек может, не задумываясь, автоматически совершать определенные действия. Он способен, например, автоматически застегнуть пуговицу, но не может делать это целенаправленно.

Конструктивная апраксия

Переходим к следующему варианту апраксии,конструктивному. При этом больной способен совершать различные действия, либо вербально, либо в подражании. Однако он не может осуществить новый двигательный акт, составить целое из частей. Например, он не способен составить из спичек определенную фигуру, сложить пирамиду и так далее.

Особенности обследования

Отметим, что некоторые виды апраксии наблюдаются при нарушениях гнозиса. У человека нарушена схема тела, или он не распознает предмет, поэтому не может выполнять задания, или не совсем правильно или нерешительно их выполняет.

Следует иметь в виду, что праксис всегда формируется в процессе развития ребенка. Поэтому то, что маленькие дети не могут выполнять простые действия (застегивание пуговиц, расчесывание и т. д.) — явление естественное.

Теперь вы знаете, что подразумевается под такими понятиями, как «гнозис» и «практика», что это особые механизмы, нарушения в работе которых приводят к соответствующим расстройствам. Умение правильно определить причину нарушений-залог успешной работы психиатра.

Источник: pokypki.net

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Модный тренд
Добавить комментарий