Педология есть … Понять концепцию

Педология — это наука, которая сочетает в себе подходы медицины, биологии, педагогики и психотехники к развитию ребенка. И хотя как термин он устарел и приобрел формат детской психологии, универсальные педологические методы привлекают внимание не только ученых, но и людей за пределами научного мира.

Содержание

История

История педологии начинается на Западе в конце 19 века. Появлению его во многом способствовало интенсивное развитие прикладных отраслей экспериментальной педагогики и психологии. Сочетание их подходов с анатомо-физиологическими и биологическими в педологии произошло механически. Точнее, это было продиктовано всесторонним, всесторонним изучением психического развития детей, их поведения.

Термин «педология» был введен американским ученым-исследователем Оскаром Крисманом в 1853 году. По-гречески определение звучит как «наука о детях» (педос — ребенок, логос — наука, учеба).

Происхождения

Первые работы по педологии были написаны американскими психологами Г.С. Холлом, Дж. Болдуином и физиологом В. Прейером. Они стояли у истоков психологии развития и собрали огромное количество эмпирического материала о развитии и особенностях поведения детей. Их работа стала во многом революционной и легла в основу детской и возрастной психологии.

в России

В начале 20 века возникла новая научная Россия (тогда СССР) и получила достойное продолжение в трудах психиатра и рефлексотерапевта В.М. Бехтерева, психолога А.П. Нечаева, физиолога Э. Меуманна и дефектолога Г.И. Россолимо. Каждый из них, в силу своей специальности, пытался объяснить и сформулировать закономерности развития ребенка и методы его коррекции.

Педология в России получила практический размах: были открыты педологические институты и «Дом ребенка» (Москва), проведен ряд специализированных курсов. В школах были проведены психологические тесты, по результатам которых занятия были завершены. К изучению детской психологии были привлечены ведущие психологи, физиологи, врачи и педагоги страны. Все это было сделано с целью всестороннего изучения развития ребенка. Однако такая простая задача не оправдала затраченных средств.

К 20-м годам в России педология стала обширным научным движением, но не сложной наукой. Главным препятствием для синтеза знаний о ребенке было отсутствие предварительного анализа методов наук, составляющих этот комплекс.

Ошибки

Главными ошибками советских педологов была недооценка роли наследственных факторов в развитии детей и влияния на формирование их личности социальной среды. В практическом плане научные просчеты включают в себя отказ и применение тестов на интеллектуальное развитие.

В 30-е годы все недостатки были постепенно исправлены, и советская педология пошла более уверенным и осмысленным путем. Однако уже в 1936 году она стала «лженаукой», нежелательной политической системой страны. Революционные эксперименты были свернуты, педологические лаборатории закрыты. Тестирование, как основной педологический метод, стало уязвимым в образовательной практике. В результате чаще всего оказываются одаренными дети священников, белогвардейцев и «гнилой» интеллигенции, а не пролетариата. И это шло вразрез с идеологией партии. Таким образом, воспитание детей вернулось к традиционным формам, что вызвало застой в системе образования.

Принципы педологии

Развитие педологии в России принесло определенные плоды, сформировало основные научные принципы:

  • Педология — это целостное знание о ребенке. С этой позиции он рассматривается не «по частям», а в целом, как создание биологическое, социальное, психологическое и т.д. одновременно. Все аспекты его изучения взаимосвязаны и переплетены. Но это не просто беспорядочный набор данных, а четкая подборка теоретических рекомендаций и методов.
  • Вторым руководством педологов был генетический принцип. Его активно изучал психолог Л.С. Выготский. На примере эгоцентрической речи ребенка («речь минус звук») он доказал, что детский лепет или «бормотание под нос» — это первая стадия внутренней речи или мышления человека. Генетический принцип демонстрирует распространенность этого явления.
  • Третий принцип — изучение детства — доказал, что социальная среда и повседневная жизнь существенно влияют на психологическое и антропоморфное развитие ребенка. Таким образом, пренебрежение или жесткость воспитания, неправильное питание влияют на психическое и физиологическое здоровье ребенка.
  • Четвертый принцип практической важности педологии — переход от познания мира ребенка к его изменению. В связи с этим было создано педологическое консультирование, беседы с родителями, психологическая диагностика детей.

Педология — сложная наука, поэтому ее принципы основаны на всестороннем изучении ребенка. Психология и педология долгое время отождествлялись друг с другом, второе понятие вышло из первого. Поэтому доминирующим аспектом в педологии является психологический аспект.

С пятидесятых годов идеи педологии частично начали возвращаться в педагогику и психологию. А 20 лет спустя началась активная воспитательная работа с использованием тестов для интеллектуального развития детей.

Источник: pokypki.net

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Модный тренд
Добавить комментарий