COVID и выборы: ловушки двойных стандартов — many-slots.ru

В настоящее время мы располагаем значительно большей информацией о самом вирусе, ходе протекания болезни и возможных осложнениях. Это, несомненно, дает возможность взвешенно подходить к ограничительным мерам. Сама болезнь, оставаясь опасной, не выглядит новой версией чумы, как казалось после мартовских репортажей из Италии.

Всё это дает возможность перейти от мобилизационно-ограничительных мер к более точечным, рассчитанным не столько на блокирование целых секторов социальной жизни, сколько на разумный подход граждан к своему здоровью. Несколько месяцев пандемии дали нам возможность наблюдать различные сценарии как отношения к COVID-19 — от попытки сделать вид, что ничего не происходит, до полномасштабного карантина.

Большинство стран при этом руководствовались своими внутренними данными о ходе распространения болезни, возможностях экономики и медицины. Можно сказать, что никакого идеального сценария из происходящего создать не получится — полноценный карантин в большом, но все-таки провинциальном Ухане или в столице государства — несколько разные явления. Как и по сути провалившаяся шведская попытка «естественного» сценария.

Равно как в медицинском, экономическом, так и в политическом отношении правительства при принятии решений исходили из огромного количества факторов. С марта 2020 года многие оказались перед дилеммой: проводить ли намеченные выборы, руководствуясь правами граждан избирать и быть избранным, или поставить во главу угла право на жизнь и здоровье и отложить выборы — хотя бы до тех пор, пока ситуация с COVID-19 не станет более понятной и предсказуемой. Россия была в числе стран, которые на пике эпидемии предпочли отложить выборы. С нормализацией ситуации, пониманием каналов распространения вируса и необходимых мер профилактики решение вернуться к нормальному ритму жизни, включая и избирательные кампании, с соблюдением всех норм защиты здоровья граждан выглядит логичным и обоснованным.

Электоральные процедуры разнообразны. Возможность досрочного голосования предусмотрена в законодательстве Дании, Германии, Исландии, Швеции, Финляндии и США (так на американских выборах в 2004 году досрочно в них приняли участие 20%, в 2008-м — треть избирателей). На состоявшихся в Южной Корее 15 апреля выборах досрочно проголосовали более четверти избирателей: часть по почте, часть — на специально созданных временных избирательных участках. В ряде стран практикуется голосование по почте (Канада, Новая Зеландия, Польша, США, Швеция и др.), возможность выборов в интернете предусмотрена в Эстонии и Швейцарии. В Великобритании, Франции, Нидерландах практикуется голосование по доверенности (в России избиратель голосует только лично, волеизъявление за других лиц не допускается).

Есть примеры проведения избирательных процедур на фоне современной эпидемии. Есть и практика, на основании которой можно сделать выводы об эффективности защитных мер.

Она показывает, что и в логике проведения или откладывания голосований, и в логике обеспечения безопасности избирателей и членов избирательных комиссий, большинство стран руководствовалось схожими алгоритмами: соблюдение социальной дистанции, использование индивидуальных защитных средств (маски и перчатки) и антисептиков для избирателей и членов комиссий, дезинфекция помещений, использование одноразовых или индивидуальных пишущих принадлежностей. В ряде случаев, особенно в самом начале эпидемии — например в Южной Корее — измерение температуры тела избирателей.

Все это позволило провести выборы, когда это было обосновано эпидемиологической ситуацией.

Во Франции 15 марта 2020 года состоялся первый выборы в органы местного самоуправления. Французы при их проведении руководствовались, например Циркуляром от министра внутренних дел (именно это ведомство выступает организатором выборов в республике).

Французское правительство издало инструкции для избирательных участков по всей стране, требуя в том числе, чтобы избиратели всегда были на расстоянии не менее 1 м друг от друга. Листовки с правилами эпидемиологической безопасности предварительно рассылались избирателям. На избирательных участках были нанесены маркеры, помогающие гражданам соблюдать дистанцию. Избирателям выдавались перчатки и антисептические средства. Министр внутренних дел Франции также рекомендовал всем принести свои ручки для голосования, чтобы избежать передачи вируса.

Однако второй тур выборов был отложен. Во Франции изменилась эпидемиологическая ситуация. Число заболевших в сутки с 2 тыс. 17 марта выросло до 4,9 тыс. 1 апреля. И кажется, причина — выборы. Но нет. После — не значит вследствие. Связывать голосование с заболеванием — ложная корреляция. В Великобритании, например, никаких выборов в этот период не проходило, но число заболевших в сутки росло с 409 17 марта до 4,5 тыс. 3 апреля.

Сейчас во Франции готовятся ко второму туру муниципальных выборов, намеченных на 28 июня.

В Польше 22 марта 2020 года проводились дополнительные выборы. Сотрудники на избирательных участках были обеспечены защитными масками, избирателям выдали дезинфицирующие средства и перчатки, а также одноразовые ручки для маркировки своих бюллетеней. Выборы состоялись.

Однако выборы президента Польши, первоначально намеченные на 10 мая, были отложены. Тем самым польские власти, проявили разумную осторожность во время острой фазы эпидемии — несмотря на то, что по данным Университета Джона Хопкинса, максимальное суточное число заболевших в стране никогда не превышало 600 человек.

Новый день голосования — 28 июня. Все меры безопасности сохраняются. Уже при переносе даты выборов Польша особое внимание уделила возможности дистанционного волеизъявления — по почте. На основании ст. 12 §3 Закона от 2 июня 2020 года об особых правилах организации всеобщих выборов президента Республики Польша, предписывающих в 2020 году возможность голосования по почте, Национальная избирательная комиссия 8 июня приняла постановления, например, о том, как обращаться с возвратными конвертами и избирательными пакетами при заочном голосовании в стране.

Может быть, во Франции не так? Нет, там еще 9 марта была издана Инструкция о порядке реализации права голоса по доверенности.

Дистанционные формы голосования использовались, наряду с мерами безопасности на участках, на выборах разного уровня.

На муниципальных выборах в штате Квинсленд (Австралия) 29 марта действовал целый комплекс мер санитарного характера, основанных на директиве санитарного врача штата. А еще там применялось не только голосование по почте, но и телефонное голосование — для ограниченного числа избирателей, находящихся в повышенной группе риска. 29 марта во всей Австралии — 344 случая, после этого число заболевших идет на спад.

Парламентские выборы в Южной Корее состоялись 15 апреля, через полтора месяца после прохождения пика. Притом что в стране удалось быстро выявить и локализовать носителей вируса, на участках соблюдались все меры безопасности. Избирателям проверяли температуру, всех, у кого она была выше 37,5 градуса по Цельсию, приводили в специальную кабинку для голосования. Был введен обязательный режим ношения масок и перчаток.

И как особая мера — более 13 тыс. человек, находящихся в режиме самоизоляции, получили возможность принять участие в голосовании после 6 часов вечера, когда другие избиратели покинули участки.

Можно отметить такие экзотические формы, как подсчет голосов без присутствия прессы (трансляция процедуры велась онлайн) на всеобщих выборах в Сенат Ирландии 30–31 марта или отказ от традиционных рукопожатий в Японии.

Перечень стран и принятых мер можно продолжать долго. Можно соотносить со статистикой заболевания. Везде выборы проводились с максимальными мерами предосторожности, по возможности применялись дистанционные способы голосования. Откладывались — исходя из эпидемиологической ситуации в стране, возобновлялись — исходя из нее же.

А теперь синтезируем накопленные практики. Берем всё лучшее, оправдавшее себя и пригодное для использования в условиях прохождения пика пандемии. Это прежде всего опыт Южной Кореи в организации голосования в течение нескольких дней для рассредоточения избирателей. Разводим участников голосования во времени (Израиль), с дистанционной разметкой (Франция), с разделением потока входящих и выходящих с участков избирателей. Предписываем всем использование средств защиты (Южная Корея, Израиль и др.) и по примеру Польши снабжаем их одноразовыми ручками.

Отказываемся от архаичных форм вроде голосования по почте (Польша, Аризона, Аляска и Висконсин в США) и голосования по доверенности (во Франции). Взамен организуем личное волеизъявление всем, не имеющим возможности (или опасающимся) прибыть на участок с доставкой бюллетеней на дом в сопровождении эскорта наблюдателей. А в крупных мегаполисах, где эпидемиологическая ситуация по-прежнему чревата, а информационно-коммуникативная структура, напротив, развита, проводим более защищенное и прогрессивное дистанционное электронное голосование. Благо, что население этих городов досконально освоило онлайн форматы в период самоизоляции. Получается модель близкая к идеальной. Ничего не напоминает? По-моему, мы в ней находимся. Это модель проведения голосования в России 1 июля 2020 года.

Всё логично. Не логично другое — почему некоторые «правозащитники» считают, что применение этих мер в России направлено на фальсификацию итогов голосования, а в других странах — показатель развитой демократии.

Вместо постскриптума.

Сильвестр Марсиниак, председатель Национальной избирательной комиссии Польши: «Если бы не эпидемия, я бы определенно был против эксклюзивного заочного голосования на президентских выборах. Однако в наше особое время, во время пандемии, необходимо принимать во внимание здоровье и жизнь как избирателей, так и членов избирательных органов, и должны быть введены специальные методы голосования, и заочное голосование проще всего ввести. Поскольку чрезвычайное положение не было введено, демократия требует выборов. Однако для поляков было бы лучше иметь выбор, независимо от их состояния здоровья или возраста, чтобы они могли решать, хотят ли они голосовать лично на избирательном участке или по почте».

Под лозунгом «Демократия больше не может быть ограничена», 36 мэров крупных городов, в том числе Парижа призывают организовать второй тур муниципальных выборов в июне. В обращении, опубликованном в Journal du dimanche, говорится: «Давайте не будем превращать санитарное заключение в заключение демократии, которое могло бы нанести вред будущему Франции, и организуем второй тур муниципальных выборов с июня».

Автор – исполнительный директор АНО «Центр общественно-политических проектов и коммуникаций»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Источник: iz.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Модный тренд
Добавить комментарий