Что такое скороговорка

В настоящее время довольно часто на уроках начальной школы учителя используют скороговорки. В некоторых образовательных программах для этого жанра народного творчества отводится определенное количество часов.

Несомненно, опытный педагог легко сможет объяснить детям, что такое скороговорка, раскрыть ее особенности, объяснить различия и сходства с другими жанрами народного творчества. Но учебная программа не учитывает такой важный момент, как история возникновения скороговорок. Эта тема очень важна, но, к сожалению, исторической информации на эту тему мало.

Содержание

Что такое скороговорка

Произведения этого жанра представляют собой особые увлекательные явления, которые можно найти как в детской, так и во взрослой литературе. Тем не менее, не каждый может легко объяснить, что такое скороговорка. Наверняка многие помнят, как магия слов запечатлена в текстах вроде следующего: «Грек ехал верхом через реку, он видит грека: в реке — рак.

Он сунул руку в реку, рак от руки грека — царя!». В данном случае представлена одна из вариаций этой скороговорки, которых можно встретить в огромном количестве.

Происхождение скороговорок

Если вы обратите внимание на сборники фольклорных произведений, то сможете увидеть, что скороговорок в них представлено немного. Это особенно заметно, если сравнивать с количеством, например, пословиц, загадок или произведений других жанров народного творчества.

Даже не в каждом источнике можно найти само определение понятия «скороговорка». Основываясь на ряде текстов о происхождении скороговорок, можно сделать вывод, что они появились очень давно, но точное время не указано ни в одном источнике.

Первая встреча скороговорок

В 1862 году В. Даль впервые опубликовал скороговорки в учебном произведении. В отдельном разделе он доходчиво объяснил, что такое скороговорка, и опубликовал целый сборник работ на эту тему. Заслуга В. Даля заключалась еще и в том, что он предпринял первые попытки систематизировать произведения этого жанра народного творчества.

Он выделил для конкретных языков определенный научный термин. Кстати, дело в том, что по сравнению с загадками и пословицами, которыми было отмечено более тридцати тысяч, он процитировал всего сорок девять коротких наречий. Количественные показатели существенно различаются, что сразу бросается в глаза.

Интересно отметить, что большинство скороговорок были рассчитаны не на детское восприятие, а скорее на взрослого с точки зрения их смыслового значения. Среди упомянутых сорока девяти скороговорок только пять можно отнести к категории «детских».

Определение скороговорки В. Даля

В. Даль придал особый смысл интерпретации скороговорки. Для развития речевого аппарата, по его мнению, необходимо включать такие тексты в учебную программу. Необходимость использования скороговорок для развития речи В. Даль обосновывал тем, что с их помощью можно потренировать детей в быстром произношении.

Следует обращать внимание не только на скорость произношения, но и на чистоту. Было отмечено, что в скороговорке присутствуют звуки, которые могут «сталкиваться» друг с другом. Это делается для того, чтобы затруднить быстрое произношение.

Очень часто в значение скороговорки входит пословица. Например, в скороговорке «Доложил, но не доложил, а начал портить, напутал» говорится, что все сделано неправильно, то есть неудачно и неуместно.

Разнообразные скороговорки

Если вы проанализируете все скороговорки, которые произносите. Даль собрал в своих произведениях, сразу можно отметить, что их ассортимент довольно широк. Они классифицируются по разным признакам. Например, они могут быть короткими и длинными по размеру.

Отдельной группой отмечены работы с повторами или без них. Есть также забавные скороговорки. Для речи, в зависимости от конструкции, можно использовать произведения на один звук или на несколько.

Такие тексты очень часто используются логопедами и воспитателями речевых групп дошкольных учреждений для проведения занятий с детьми, которым необходимо отработать постановку определенного звука. В зависимости от возможностей восприятия они делят произведения, рассчитанные на детей, и те, которые недоступны детскому пониманию, то есть сложные скороговорки.

Сходство скороговорок с другими жанрами народного творчества

При изучении скороговорок как полноценного жанра народного искусства был сделан вывод, что по содержанию и структуре они схожи с некоторыми другими видами народного творчества. Например, анализ выявил общие признаки между скороговорками и пословицами.

Аналогичные особенности были отмечены и в пословицах. При тщательном рассмотрении шуток также было отмечено, что произведения этих жанров перекликаются друг с другом. Вышеприведенные выводы были сделаны на основе сравнения работ В. Даля и И. Снегирева. Некоторые тексты из сборника И. Снегирева похожи на скороговорки, которые представлены в произведениях В. Даля.

Издания оригинальных скороговорок

Источник: pokypki.net

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Модный тренд
Добавить комментарий